января 09, 2009

Новый 2009 год и престиж науки в России

Вот и наступил новый 2009 год. Как всегда, наступление любого нового года связано с новыми и старыми, но неисполнившимися, надеждами. Пусть же он будет для всех более приятным и удачным, чем прошедший. Счастья всем! И пару слов о некоторых неисполнившихся надеждах.

В очередной раз не спешит обретать реальность надежда на то, что в России финансирование научных исследований (в первую очередь, фундаментальных) приобретет масштабы, подобающие роли таких исследований в современной цивилизации. В одном блоге наткнулся на фразу, написанную нашим соотечественником, теперь успешно занимающимся наукой за рубежом:
Как только СССР развалился - временно уехал в США, пока Гайдар не натешится. И так и не вернулся - Гайдар тогда сказал что в России сейчас стыдно заниматься наукой. И видимо стыдно до сих пор...
Под фразами из недавней статьи в «Русском обозревателе» я могу легко подписаться. И, думаю, я совсем не один такой в России:
Сегодня большинство наших интеллектуалов сидит без денег - имееется ввиду, без тех денег, которые в нынешнем обществе дают хоть какой-то финансовый статус. И с 1991 года у интеллектуалов нет никакого и социального статуса. <...> В России научились ценить предприимчивых людей, реальные зарплаты у них по 150 тысяч рублей и выше, научились ценить даже пролетариев, буржуи вынуждены на некоторых работах платить рабочему тысячи баксов в месяц. Но гуманитарии и ученые этой стране не нужны.
И не надо говорить, что звучит это излишне радикально. Вот лишь один красноречивый пример.
На проведение конкурса «Евровидение-2009» в бюджете предусмотрен миллиард рублей (смотреть информацию), А в то же время для финансирования ВСЕХ программ фундаментальных исследований Президиума РАН на 2009 год предусмотрено 1,96 миллиарда (подробная информация).
Кстати, в апреле 2008 года был проведен опрос, который показал, что
престиж профессии ученого в России невысок: на шкале престижности россияне выбрали для профессии ученого лишь 9-е место, в то время как американцы – первое, а граждане Евросоюза – второе. Лишь 36% россиян хотели бы видеть своего ребенка научным работником (сравните с 80% американцев). В то же время карьеру программиста одобрили 55% россиян, а учителя – только 21% опрошенных.
Там же были приведены и следующие результаты:
На вопрос «Нужны ли научные знания в повседневной жизни?» больше половины россиян (57%) ответили положительно. По этому результату Россия на 10-м месте: больше всего положительных ответов было в США (85%), меньше всего – в Болгарии (22%).
Так что, фраза, с которой я начал этот грустный опус - похоже всё еще верна. Заниматься наукой в России непрестижно, а значит - должно быть стыдно.

Комментариев нет: