января 25, 2009

Профориентация и медицина


При Московском университете им. Ломоносова существует Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Главная функция этого Центра отнюдь не уникальна - профориентационное и психологическое тестирование и консультирование. Что интересного на сайте, кроме подробной информации о его работе и программах? Немного онлайн-тестов.

Но главное не в этом. Этот сайт вновь навел на размышления о необходимости профориентации в медицине. Здравый смысл подсказывает, что для врача необходим определенный (предопределенный?) набор качеств и способностей, существенных, чтобы стать вдумчивым, хорошим и внимательным к пациенту и к фактам ВРАЧОМ, а не просто «эрудированным» специалистом-медиком. Да и для выбора конкретных специальностей учет личностных качеств, похоже, тоже нужен - для кого-то необходимо умение быстро реагировать на изменения в обстановке, а кому-то, наоборот, способность докопаться до глубоко лежащей истины, как бы это ни казалось нудно и долго.

Вообще-то эта проблема обсуждается довольно активно в Рунете, но бОльшей частью на блогах и форумах, а не специалистами. Но вот, Сухарева с соавторами из НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в своей статье «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ: МЕДИЦИНСКИЙ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ» пишут:
Индивидуальная профконсультация, рекомендация профессий или видов деятельности должна базироваться на учете индивидуальных данных подростка (состояние здоровья, физиологические и психофизиологические особенности) и знаниях всех требований, которые предъявляются к орга­низму работника профессиями или видами деятельности. В связи с этим одним из важнейших инструментов проведения медико-физиологической профконсультации должны быть детальные профессиограммы, отражающие по возможности весь комплекс требований, предъявляемых профессио­нальной деятельностью к организму человека.

Медицинская и психофизиологическая консультация должна быть дана задолго до окончания общеобразовательного учреждения, чтобы учащийся и его родители сознательно подготовились к тому, что некоторые профессии являются для него недопустимыми и поэтому следует ориентироваться на другие виды деятельности.
Так нужно или нет профориентационное личностное тестирование при ПОСТУПЛЕНИИ в медицинский вуз? Допустимо ли, чтобы результаты такого тестирования имели решающее значение при решении вопроса о зачислении? Ведь здесь возникает противоречие между двумя важными принципами гуманистического общества. С одной стороны, есть фундаментальное право на свободный выбор профессии. С другой, не менее очевидное право на качественную охрану здоровья. Что более ценно? Это же, скажем, в случае продавца всё просто - его личностные и профессиональные качества нам важны, но не критичны. Если у мало профпригодного продавца есть нужный нам товар, мы этот товар покупаем, несем домой и пользуемся, быстро забывая про слабо компетентного продавца. Потому что ценность купленного товара - в качестве и свойствах самого товара. А в медицине? Там «товаром» являются знания, навыки и умения самого «продавца» - врача. А значит качество и эффективность оказываемых медицинских услуг являются неотъемлимыми от компетентности и профпригодности конкретного врача.

На мой взгляд, качество здравоохранения общественно ценнее свободы выбора профессии. В конце концов, военноначальниками, космонавтами и музыкантами тоже не каждый может стать. И общество на это не сетует. А вот врачами (и, кстати, учителями) - подразумевается, что каждый. Это патологически глупый подход. Так что, на мой взгляд, внедрение системы оценки абитуриентов медицинского вуза является необходимым. Если не сейчас, то рано или поздно к этому это придется понять. Главное, чтобы не слишком поздно.

P.S. Кому интересно, посмотрите несколько статей по профпригодности на Недуге.Ру.

Комментариев нет: